О психологической помощи и формировании личности

Светлана Шуман, канд. пед. наук,
доцент, практический психолог

К  ВОПРОСУ  О  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

      26 сентября 2022 года состоялось заседание экспертного совета Комитета Государственной Думы  по вопросам семьи, женщин и детей, на котором рассматривался вопрос законодательного регулирования работы психологов. Было отмечено, что есть «много вопросов к качеству подготовки психологов». Кроме того, отмечалось, что «вопрос качества психологических служб остаётся под вопросом», «в нашей стране отсутствует культура получения помощи от психолога, «серый рынок» психологов, понимания у населения, кто такой психолог, отсутствие доверия  к деятельности психолога и результатам его работы». Это - такое серьёзное обвинение всему психологическому сообществу страны! Но, что удивляет -  при последующем обсуждении законопроекта никто из психологов не поднял этот вопрос и даже не попытался убедить думский комитет в  заблуждении по поводу подготовки психологов и о получаемых ими результатах деятельности. А, ведь, это - главные вопросы, без урегулирования которых «на нет» сводится сам факт наличия в стране психологов.

     Первая психологическая служба в СССР была создана в 1976 году в городе Комсомольске - на - Амуре. Идея создать консультационный пункт, куда могли бы обратиться родители, учителя, другие воспитатели по проблемам отклоняющегося поведения детей, подростков, молодёжи, возникла на одном из заседаний инспекции по делам несовершеннолетних, куда были приглашены преподаватели кафедры педагогики и психологии Комсомольского - на - Амуре педагогического института. Служба была создана при горкоме партии. Руководил службой зав. кафедрой педагогики и психологии Шуман Вадим Павлович. Работала служба на общественных началах. Каждую субботу в службу приходили родители, учителя, другие воспитатели, руководители и наставники предприятий. Вели приём психологи, педагоги, сексопатолог, председатель городского совета наставников, инспектор ИДН.

     С самого начала стало ясно, что, чтобы достигать успеха в  деятельности, необходимо иметь концепцию личности и её формирования. Начав работать над проблемой формирования личности за несколько лет до создания психологической службы, я продолжила работу над ней во все последующие годы. И, только к 2003 году был разработан окончательный вариант концепции личности и ее формирования. Личность была понята, как неделимая целостность материально - энергетически - информационного «Я» плюс «другие». Человек, потенциально рождённый, как личность, как единство тела, души и духа, в своём реальном развитии может пойти путём, который приведёт его к конфронтации с «другими». Именно, на этом пути у человека и возникают проблемы, с которыми он обращается за помощью к психологу. То есть, психолог должен помочь сбившемуся с истинного пути человеку стать на путь формирования, как личность. Сотворённого  Творцом, Жизнью человека необходимо рассматривать, как форму Жизни, как потребность быть, как процесс развития этой потребности, который осуществляется по этапам: от осознания сущности личности; к приобретению знаний о жизни, человеке, смысле жизни; к этапу «способный», который характеризуется умением человека самостоятельно находить информацию о жизни; от него - к этапу «умный», для которого характерно умение человека применять на практике имеющиеся знания для достижения целей; от этого этапа - к этапу «творческий», на котором человек создаёт собственную концепцию жизни; к этапу «талантливый», который характеризуется умением человека взаимодействовать с «другими», воспринимая «других», как самих себя. Это - путь формирования личности, который приведёт человека к гениальности. Потенциально, каждый человек - гениален. Всё зависит от того, какие цели человек ставит в жизни: если - свои личные, материальные - то, это - путь деградации, если стремится к удовлетворению целей «других», тогда, именно «другие» и приведут его к развитию гениальности. 

    К настоящему времени  мною опубликовано семнадцать книг по проблеме формирования личности. Продолжая консультировать людей, попавших в психологическую зависимость от своих материальных потребностей, всё больше убеждаюсь, что, помогая человеку переходить с этапа на этап формирования, как личность, делаю его счастливым. Ведь, счастье человека - в востребованности «другими», в осознании реальной пользы, которую приносишь Жизни, в целом.

     Все проблемы у человека возникают в результате непонимания им своей неделимости, целостности с «другими». Отношение  к «другим» определяет специфику жизни человека. Зависть, ненависть, злость, стремление отомстить, отобрать, присвоить являются причинами развития у человека невроза, депрессии, конфликтности, неуспеха в различных видах деятельности. Научившись взаимодействовать с «другими» - видеть потребности «других» и создавать условия для их удовлетворения, человек приобретает возможность стать счастливым.

     Задача психолога - вывести посетителя на осознание причин его недугов, как неумения взаимодействовать с «другими», помочь сформулировать правильный смысл жизни - смысл жизни, как личности,  подсказать средства взаимодействия с «другими», которые приведут человека к выходу из состояния жизненного неуспеха, помочь человеку овладеть средствами успешной жизни, разработать совместно с посетителем модель дальнейшей жизни. В устранении причин жизненных проблем должен участвовать сам человек.  Применяя в работе с пациентом гипноз, психолог выключает его из жизни. Через некоторое время проблема возвращается снова.

      Успешно работать с посетителями сможет только психолог, развивающийся, как личность. На факультет психологии надо принимать только тех абитуриентов, которые стоят на пути формирования, как личность.

     Причинами того, что люди не удовлетворены результатами работы психологов, является, главным образом, то, что не всегда сами психологи живут, как личность, то есть, имеют структуру «Я» плюс «другие», не понимают истинных целей своей профессиональной деятельности, не готовы работать с обратившимися людьми по формированию их личности. Если понять, что человек - это процесс развития, и на каждом этапе - это - «другой» человек, с каждым из которых надо работать по - разному, то, станет ясно, что успеха в своей деятельности может достигать не только тот психолог, который сам развивается, как личность, владеет концепцией личности и её формирования, но, и человек, приобретший опыт работы с людьми, находящимися на разных этапах развития, как личность. В этом и заключается пресловутый индивидуальный подход, который с трудом реализуется в семье, школе. Начиная работать с человеком, психолог должен определить этап, уровень развитости или деградации его, как личности, должен разработать индивидуальную программу формирования человека, как личности. Это - не одномоментный акт, это - длительная работа психолога. Психологи должны уметь готовить к истинной жизни  людей - для этого они должны обладать разносторонними знаниями по различным проблемам жизни. Широкая эрудиция, интеллект, развитое мышление, потребность в самосовершенствовании, умение грамотно излагать свои мысли, умение убеждать должны быть непременно присущи каждому психологу. Чем с большим количеством людей с отклоняющимся поведением встретится психолог и чем большему количеству людей он поможет, тем больше у него шансов приносить пользу обществу, государству, цели которого, в конечном итоге, психолог реализует.

    Готовят  ли к такой работе с пациентами психологов на психологических факультетах? Думаю - нет. Иначе, не было бы нареканий на их работу.

      В Думе поставлен вопрос о том, чтобы «взять работу психологов под контроль государства». Поможет ли это исправить положение? Вряд ли. Ведь, начинать что-то менять надо с целей подготовки психологов. Если цели будут правильными, тогда, и средства подготовки психологов позволят психологам после окончания вуза успешно реализовать цели государства, в котором они живут и на благо которого должны работать. Надо, идя от целей подготовки, поменять учебные планы, включить в процесс подготовки глубокое изучение проблемы потребностей, личности,  теории управления развитием личности, педагогические знания, теорию Жизни, как всеобъемлющую теорию развития, теорию взаимодействия. Надо обучать студентов умению составлять психологические характеристики, определять уровень  развитости человека, как личности, надо обучать умению работать с людьми, находящимися на разных этапах развития, как личности, чтобы оказывать им помощь в переходе с одного уровня развития, как Личность, на другой, более высокий. С какой бы проблемой не обратился к психологу пациент, надо помнить, что эта проблема порождена отклонениями в развитии человека, как личности.   

     Понятно, что те проблемы, которые вызвали необходимость государства обратить внимание на подготовку психологов, содержание и результаты деятельности самих практических психологов, невозможно решить контролем со стороны государства. Государству предстоит вырастить поколение людей, сформированных как личность, тогда, возможно, людям и государству и не понадобятся практические психологи как специалисты по изменению смысла жизни людей.

==========
Статья получена от автора и
размещена на сайте Nauki-Online.ru 30 октября 2022 года

Специалисты спорят о госрегулировании работы психологов (kommersant.ru, 31.10.2022)

Депутаты намерены до конца осенней сессии внести в Госдуму законопроект о психологической помощи в России.

Разработчики законопроекта хотят разрешить называться психологами только тем, кто окончил профильный специалитет, бакалавриат или магистратуру. Но специалисты указывают, что за последние 30 лет было подготовлено много кадров, которые не имеют формального базового психологического образования. И если закон этого не учтет, до 20% практикующих психологов могут оказаться в нелегальном поле.

NAUKI-ONLINE.RU - Все науки на одном сайте
© Юрий Новиков (Skype: Egowelt). 2010-2024 гг.

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
сайт создан и работает на системе создания и управления сайтом CMS EDGESTILE SiteEdit
Сайт создан и работает на системе EDGESTILE SiteEdit